Интервью с ведущим seo-аналитиком Wikimart Михаилом Сливинским
Привет, друзья! Представляю вашему вниманию интервью с Михаилом Сливинским - ведущим seo-аналитиком небезызвестного торгового интернет-центра Wikimart.ru (среднесуточная посещаемость около 200 тысяч посетителей). Михаил ведет блог, в котором делится интересными статьями по SEO, данными веб-аналитики, а также рассказами о своих путешествиях.
На этом область интересов не заканчивается. Михаил активно проводит семинары, является докладчиком на интернет-конференциях, а также автором и ведущим аналитических программ на Seopult TV и Megaindex TV . Мы побеседовали о SEO, интернет-магазинах и туризме. Возможно, интервью развеет некоторые ваши сомнения по поводу оптимизации и продвижения сайтов. Приятного чтения!
Я - Здравствуйте, Михаил! В первую очередь, хочется узнать ваше мнение на неоднозначные вопросы по оптимизации сайтов и работе поисковых систем. Как правило, оптимизаторы по ним занимают противоположные стороны.
Итак, первый вопрос посвящен текстам в интернет-магазинах, в частности в категориях. В карточках товаров уникальный, полезный и объемный (описание, технические характеристики, отзывы и так далее) текст, благоприятно воспринимается и пользователем, и поисковой системы. Он помогает сделать выбор. Что же касается страниц категорий, то пользователю по запросу «купить телевизор samsung» вряд ли захочется что-то читать.
Анализируя выдачу, в ТОПах встречаются сайты с портянками текста, парами абзацами и вообще без текстового контента на страницах разделов. Зачастую он находится внизу после сетки товаров. Так что же, нужен ли текст в категориях? Если да, то какого приблизительно объема?
Михаил - Действительно, во многих категориях традиционное описание проигрывает в ценности отзывам, обсуждениям, видео. Лучше тратить ресурсы на поощрение пользователей и стимулирование написания отзывов, чем платить чудо-копирайтерам за бессвязные спамные тексты, гробящим конверсию. Главный вектор – контент должен быть полезен пользователю. «Портянки» бесполезны и опасны.
Я - Другой неоднозначный вопрос: есть ли сопли (Supplemental Index) в Google? Уже достаточно давно один из представителей гугла заявлял, что скрытого индекса якобы уже нет, но многие оптимизаторы продолжают использовать этот показатель, например, при аудите анализируемого интернет-проекта.
Возможно, «классических соплей» уже и нет, но те страницы, которые не находятся по запросу site:http://domen.ru/&, действительно, могут неоднозначно себя вести (например, по тексту в кавычках на первых местах могут выдаваться другие страницы сайта или другие проекты, а при поиске по URL - документы не находятся на первых местах). Стоит ли оперировать таким понятием как Supplemental Index или это сомнительный показатель в оценке сайта?
Михаил - Я провел микро-исследование: для нескольких небольших сайтов собрал ТОП300 выдачи по запросам site:domain.ru и site:domain.ru/&. После этого выгрузил из Google Analytics органический трафик на урлы сайта за пару недель. Дальше в Еxcel’е связал эти таблицы и сравнил удельный трафик на страницу для урлов, полученных через site:domain.ru и site:domain.ru/& соответственно. Оказалось, что во втором случае трафика больше процентов на 20-30%. Было бы здорово проверить эту гипотезу на бОльшем количестве сайтов. У меня нет времени, но каждый желающий может использовать эту идею :).
Я - Недавно я проводил исследование зависимости дополнительных результатов поиска по сайту в Яндексе и Google. Можно ли по полученным результатам утверждать, что наличие дополнительных ответов с ресурса влияет на ранжирование в этих поисковых системах. Или же будет корректнее говорить так - «Сайты, которые дают больше ответов на запросы пользователя в поисковой выдаче в среднем оказываются выше»?
Михаил - Вряд ли фактор «количество релевантных документов хоста» является существенно значимым. Однако этот признак может коррелировать с другими, явно влияющими на ранжирование. Логично, что если на сайте много релевантных документов, то он может получать много трафика по сходным запросам, т.е. может быть хорошим ответом на группу тематических запросов. Возможно, его страницы связаны ссылками, что также может влиять на ранжирование. И т.д.
Я - Насколько страшна ссылка на странице на саму себя? Может ли она мешать продвижению или это просто лишний и бесполезный код на странице?
Михаил - Я не изучал этот вопрос. Этот тот случай, имхо, когда нет резона тратить время на исследования, а проще сделать корректное решение. Т.е. не ссылаться на себя .
Я - Некоторые вебмастера и оптимизаторы специально ставят 2 или несколько ссылок на одну и ту же внутреннюю или внешнюю страницы (бывают как с одинаковыми, так и с разными анкорами). Тем самым они хотят увеличить передаваемый вес на продвигаемый документ.
Есть ли смысл в их действиях? Google учитывает анкор только первой ссылки на один и тот же URL. Это прерогатива динамического веса. Что же насчет статического ? Может ли ответ меняться в зависимости от поисковика?
Михаил - Не думаю, что это дает хотя бы какой-то положительный эффект. И, это в любом случае - тупиковая ветвь. Какой смысл что-то делать, понимая, что это в любой момент времени может быть уничтожено поисковым антиспамом? Лучше потратить время на маркетинг: изучение спроса и задач пользователя, повышение конверсии и среднего чека, запросную аналитику и пр.
Я - Влияние зоны домена на его поисковое продвижение в ру-сегменте. Что делать, если нет нужного доменного имени в зоне .ru, а есть в других? Лучше выбрать что-то типа domen2.ru или domen.com, domen.net, а может быть домен.рф? Другими словами, нужно ли пренебрегать именем домена (не включая сюда точку и доменную зону) во благо SEO .
Михаил - Имя домена важно для небольшой группы запросов, включающих выбранное слово/слова. Если ваш бизнес монобрендовый – стоит искать домен с нужным брендом. В остальных случаях не стоит переоценивать значимость ключевого слова в домене, это даст профит для небольшой группы запросов.
Резюмируя, пренебрегать доменом во благо seo не стоит. Важнее, насколько легко будет пользователю вспомнить и прийти на ваш проект «по памяти». Доля прямого трафика – хорошая метрика качества сайта (и в классическом маркетинговом смысле, и в смысле seo) .
Я - Влияние объемных сквозных элементов на сайте. На многих ресурсах (особенно в интернет магазинах) существуют объемные сквозные элементы (как правило, разделы, с категориями и подкатегориями), которые занимают существенную долю в коде страницы (30-60%). Могут ли они мешать продвижению?
Они забирают на себя существенный вес по внутренним ссылкам, а поисковики могут снижать значение подобных сквозняков. Летом 2011 года я исключил индексацию сайдбара ajax'ом + добавил хлебные крошки. В принципе тенденция развития посещаемости не изменилась. Можно ли говорить о неэффективности подобного метода или же его лучше организовывать на проектах бОльшего масштаба?
Михаил - Это не самая важная вещь, но, если можете исключить индексацию дублированного контента – лучше это сделать.
Я - Не могу пропустить вопрос по Wikimart, а точнее технологию разработки семантического ядра. Для такого проекта вордстатом не обойдешься. Скорее всего, данными статистик и сервисов также «сыт не будешь». Вероятно, что используются какие-то алгоритмические и прогнозные схемы. Или я не прав? Расскажите, пожалуйста, хотя бы вкратце про технологии, которые используются при составлении семантики для Викимарта.
Михаил - Это большой вопрос, что-то я стараюсь рассказывать на конференциях. У нас много источников о спросе, в том числе данные из Нейрона, подсказок и пр. Это тема отдельной большой статьи .
Я - Для Викимарта вы предпочли поддомены для крупных разделов. Avito.ru перешли на папки (если я не ошибаюсь, раньше были также на поддоменах), slando.ru на поддоменах. В вашем случае это структурная необходимость или все же ставка на seo-составляющую?
Михаил - Субдомены удобнее в части представления контента, верстки. Для seo это сейчас не принципиально.
Я - По вашему блогу я заметил, что вы любите путешествовать. В каких странах уже побывали? Какие места могли бы посоветовать?
Михаил - Я люблю горы, водный туризм, автопутешествия . Из недавних впечатлений – на машине по Черногории и Испании, сплав по Карелии, поездка в Китай. Везде интересно по-своему .
Я - Недавно вернулся с Домбая. Так вот там появилось желание покорить какую-нибудь гору, на которую можно взобраться пешим походом. Желательно, чтобы еще ночевки в палатках на снегу и прочие приятные трудности жизни . Не мог не заметить, что вы увлекаетесь горным туризмом. Сколько восхождений уже на вашем счету? Какая максимальная высота была покорена? Были ли тяжелые условия или предпочитаете красоту гор вместо суровых условий?
Михаил - Мы не спортсмены, мы туристы . Максимум по высоте – 4500, Тянь-Шань, года четыре назад. Очень красиво, рекомендую.
Я - Знаю, что некоторые подъемы занимают не одни сутки. Как же совместить долгое восхождение и количество взятого с собой? Да одного только провианта сколько нужно взять . Какой основной набор у горного туриста?
Михаил - У нас нет особых проблем с этим. Мы не бьем рекордов, мы наслаждаемся красотой и общением. Так что можем даже в горный треккинг взять с собой тушенку и по фотоаппарату на каждого .
Я - Спасибо, Михаил, за интервью, уделенное время и интересные ответы. Успехов во всех ваших делах!
Михаил - Спасибо за интересные вопросы! Думайте о покупателе и бизнесе, ищите неспамные решения. Удачи!
Вот такая получилась беседа. С нетерпением жду ваших комментариев .
Приятное интервью
Хорошее интервью. Но хотелось бы, чтобы про самого Сливинского в интервью было побольше, ибо про оптимизацию интернет магазина читать не интересно. Это есть в каждом семинаре, докладе, онлайн-конференции и роликах на сеопульт.тв
Честно, не знал ни Михаила, ни его блога. Взял на заметку — буду заглядывать.
Сергей, за интервью спасибо. На конференции нет возможности съездить, поэтому читать было интересно. Для себя кое-что подметил.
Глядя на первую фотку, подумал, что где-то уже его видел (имена очень плохо запоминаю). А дальше по тексту увидел ответ на свой вопрос. Спасибо за интервью! Ткнул в кнопочки Твиттера и Google+.
Хорошее интервью и полезные ответы. Мне Михаил импонирует как специалист.
gukkko, а мне вот как раз на тематических блогах нравится читать больше по теме. Хотя в данном случае уверен, что интересно было бы почитать и о самом интервьюируемом ))))
Достаточно информативное интервью, хотя для себя ничего нового не вынес Хочу паления тем!
Имел честь полтора года с ним работать рука об руку!
Великий специалист и отличный человек! Респектую!
p.s. И я был единственный, кому удалось попасть ему в чашку…))))))
Спасибо за интервью! Толковое и полезное!
Жаль не было вопроса про работу (или не работу) внешних ссылок. Г*вноссылки, понятно, не работают. А какие работают? Как с тематическими ссылками «не из сапы»? Ссылки с соц.сетей? Понятно, что продвигать нужно комплексно. А вот в этом «комплексе» закладывать направление статей/ссылок на сторонних рессурсах?
Или это вопрос «не дляСливинского» — не тот уровень?
…
Или ситуация однозначна (как почти из акекдота) => «Мы не ссылки, нас не купишь» :
slanet.ru/My_ne_ssylki_nas_ne_kupish/~4656439/~763/
Много полезной информации. Было приятно почитать.
Спросили про одно (текст в категориях) ответил про другое. Вот специалист.
Максим Жучков, Вы, наверно, приобрели классный опыт.
Уставший, видимо, человек. Вопросы достали, по работе и вообще. Отвечал коротко, чтобы отвалили, такое ощущение. Оставьте его в покое, надоели. Идите на конференции!
Ого, какое обсуждение)) Спасибо за позитивный фидбек.
Александр, Александр, хорошо, еще разжую. Обогащайте категории отзывами на товары. Так понятнее?
Кира, Ваша правда, времени очень не хватает. Навряд ли в этом году буду выступать так же активно, как в прошлом. Статьи читать и на конференции ходить — стоит. Я регулярно черпаю что-то интересное из вопросов, которые мне задают в кулуарах
Удачи!